Олег Гуров осуществляет междисциплинарное исследование феномена киборгизации, одного из значимых явлений современности, затрагивающего фундаментальные вопросы человеческого бытия.
Олег Гуров выделяет несколько ключевых аспектов киборгизации:
В философском смысле киборгизация - процесс возникновения гибридной сущности, в рамках которого биологическое тело и разум человека подвергаются качественной трансформации посредством интеграции искусственных элементов. Важно подчеркнуть, что этот процесс не просто дополняет человеческие возможности, но фундаментально преобразует саму природу человеческого опыта и потенциала.
Опираясь на концепцию «прирожденного киборга», можно утверждать, что стремление к расширению биологических возможностей является неотъемлемой частью человеческой природы. Таким образом, современная киборгизация представляется не случайным феноменом, а закономерным этапом эволюции человечеств
При этом через призму киборгизации можно рассматривать как возможности, так и ограничения технобиологической эволюции человечества. Диалектика киборгизации проявляется в двух аспектах:
1. Размывание границ человеческой телесности, создающее новые формы субъективности
2. Символическое сопротивление традиционным ограничениям человеческой природы
В рамках исследования феномена киборгизации Олег Гуров выделяет три ключевых концепта:
1. «Классический» киборг: гибридная сущность, органично сочетающая биологическое и технологическое начала.
2. Антикиборг: результат неудачной интеграции технологического и человеческого, характеризующийся:
- Утратой человеческой сущности
- Технологической зависимостью
- Отчуждением от естественного мира
- Потерей эмоциональности и способности к эмпатии
3. «Киборг наоборот»: особая форма взаимодействия естественного и искусственного, проявляющаяся в:
- Стремлении искусственного интеллекта к обретению человеческих качеств
- Сознательном ограничении использования технологий человеком
- Применении технологий для восстановления утраченных природных функций
Вместе с этим киборгизация представляет собой не только технологический, но и социокультурный процесс, ведущий к качественной трансформации общественных структур и культурных парадигм. В этом контексте важными представляются вопросы человеческой идентичности, социальных отношений и культурных норм.
Также Олег Гуров исследует феномен киборгизации в контексте массовой культуры, используя в качестве материалов исследования современную литературу и кинематограф, в частности, работы Станислава Лема, Дона Делилло и Дэвида Кроненберга. В частности, на основе анализа творчества Станислава Лема, киборг можно представить как как существо, находящееся на онтологической границе между человеческим и машинным, стремящееся к преодолению технологических ограничений ради достижения подлинной субъектности.