Введение. Происходящее в наше время стремительное развитие технологий делает все более актуальным вопрос о границах и последствиях интеграции искусственного и естественного — проблему, которая вошла в гуманитарный дискурс много ранее. Но сегодня мы уже со всей серьезностью можем оценивать явление киборгизации, подразумевающее соединение человеческого тела или разума с технологическими устройствами, в качестве практики человеческого состояния с точки зрения соблазнительных перспектив в части расширения человеческих возможностей, с одной стороны, и рисков распада и уничтожения «человеческого» и утраты идентичности, с другой. Автора данной статьи данная тема изначально заинтересовала в рамках исследования массовой культуры — литературы, компьютерных игр, и, конечно, фильмов. Творческие люди нередко способны тонко улавливать перспективные тенденции общественной жизни и метафорически осмысливать их в своем творчестве. Основа данного исследования коренится в одной из предыдущих публикаций автора, посвященных творчеству канадского режиссера Дэвида Кроненберга [1].
Как известно, Кроненберг является признанным исследователем темы взаимодействия человека и машины. В частности, в фильме «Космополис» (2012) он рисует мрачную картину распада человеческой природы под воздействием технологий. Главный герой Эрик Пэкер — мультимиллиардер, проводящий почти всю жизнь в бронированном лимузине, напичканном электроникой. Он окружен бесконечными потоками информации, постоянно взаимодействует с гаджетами и совершает миллиардные финансовые операции одним нажатием кнопки. Но при этом как личность, как человек, Пэкер предстает абсолютно пустым и безжизненным. Он не способен на подлинные эмоции и человеческие привязанности. Его отношения с женщинами (женой и любовницами, в которых у него нет недостатка) холодные и, можно сказать, механистичные. Он совершенно равнодушно и отстраненно взирает на неординарные события, происходящие за окном его лимузина — на акции протеста, проявления насилия и на многое другое, что обычно вызывает целый комплекс чувств и эмоций.
Что важно, и люди вокруг Пэкера кажутся такими же безжизненными. Диалоги между героями полны цинизма и лишены искренности. Между персонажами словно отсутствует реальная связь, они как будто разделены невидимыми барьерами. Режиссер изображает мир, в котором доступность всего и вся именно благодаря технологиям парадоксальным образом заставляет человека терять связь с реальностью, и личность человека словно растворяется в бесконечном потоке данных, становится придатком информационных сетей.
В итоге Пэкер, несмотря на все свое могущество, оказывается совершенно потерянным и опустошенным, словно превратившись в механизм для зарабатывания денег. При этом нельзя сказать, что он смирился с этим и отказался от борьбы за свою идентичность. Но его попытки хоть что-то почувствовать и вырваться из ловушки технологического совершенства выглядят отчаянными и абсурдными. Финал картины заставляет почувствовать в лучшем случае тревогу за перспективы человеческого развития, и мотивирует пристально рассмотреть все плюсы и минусы технологического прогресса.
«Космополис» можно назвать притчей о рисках дегуманизации в эпоху тотальной компьютеризации и автоматизации. На примере героя фильма Кроненберг демонстрирует образ, как мы его назвали, «антикиборга» — существа, в котором технологическое не смогло гармонично интегрироваться с человеческим, а вместо этого подавило и вытеснило его. В результате получилось ущербное, неполноценное создание, неспособное к сопереживанию, лишенное подлинных желаний и мотиваций. Предостережение режиссера направляет наше внимание в сторону того, как найти баланс между преимуществами прогресса и сохранением человеческой сущности.
Анализируя эту и другие картины мастера, автор и ввел понятие «антикиборга», и в продолжение этой рефлексии, отталкиваясь и развивая данные идеи, далее представит свое видение социогуманитарных последствий, обусловленных взаимодействием человека и машины через призму упомянутого выше метафорического концепта «антикиборг», а также еще одного нового концепта — «киборга наоборот». Необходимо отметить, что эти понятия не претендуют на статус строгих научных терминов, а скорее являются инструментами для продуктивного философского осмысления проблемы для настоящего частного исследования, поскольку, как надеется автор, позволят ярче высветить отдельные грани сложной и многогранной технологической трансформации человека.
Таким образом, целью настоящего исследования является изучение социогуманитарных последствий взаимодействия человека и машины через концепты «антикиборг» и «киборг наоборот». Задачами исследования являются:
- Рассмотрение различных интерпретаций понятия «антикиборг» и то, как они отражают риски технологического развития для человеческой природы.
- Анализ возможных трактовок концепта «киборг наоборот» и их значение для понимания взаимоотношений естественного и искусственного.
- Сформулировать выводы, касающиеся социогуманитарных последствий интеграции человека и машины, на основе результатов исследования данных концептов.
Далее мы будем использовать представленные понятия без кавычек для удобства изложения.
Антикиборг как символ дегуманизации. Одна из возможных трактовок антикиборга — это человек, настолько глубоко взаимно интегрированный с технологиями, что это состояние приводит его к утрате собственной человеческой сущности. В результате такого слияния индивид превращается в бездушную машину, лишенную способности испытывать эмоции, теряет способность сопереживать и творить. Технологическая составляющая в такой конфигурации вытесняет все естественное и человеческое.
Эта идея прослеживается в романе «1984» Джорджа Оруэлла. Хотя обычно данную книгу рассматривают в целом как классический образец одного из типа антиутопий, можно обратить внимание и на один частный момент: в этом мире технологического тотального контроля не только рядовые винтики системы, но и высшие партийные руководители являются генетически модифицированными объектами, «запрограммированные» на то, чтобы служить идеальными администраторами системы, и в этом качестве все аспекты их жизни полностью подконтрольны, включая эмоции, восприятие, а не только, как можно было бы предположить, поведение [2]. Это пугающий пример, как стремление к совершенству и эффективности способно выхолостить из человека не только самое прекрасное и важное, но и вообще все, что делает человека человеком.
В кинематографе образ антикиборга как символ дегуманизации может быть выявлен в фильме «Бегущий по лезвию» (1982). Главный герой Рик Декард занимается выслеживанием и уничтожением репликантов — искусственных людей, созданных для тяжелых и опасных работ в космических колониях. Репликанты обладают огромной силой, ловкостью и интеллектом, превосходят обычных людей по интеллекту. Как правило, этот фильм воспринимается как метафора вопроса, «достоин» ли носить звание «человека» искусственно созданное подобие). Попробуем рассмотреть этот фильм немного с другой стороны. Как мы видим, репликанты лишены эмпатии, сострадания, не ценят человеческую жизнь — и не только, потому что они озлоблены и вынуждены бороться за выживание, но и потому, что так созданы. Лишь со временем у некоторых их них начинают зарождаться чувства и эмоции.
Однако по факту они идеальные солдаты и рабочие, но при этом несут угрозу для людей. В фильме есть знаковая сцена, в которой Рой Батти, лидер взбунтовавшихся репликантов, встречается со своим создателем, главой корпорации Тайрелл. Рой просит продлить ему жизнь (репликанты имеют ограниченный срок существования). Когда Тайрелл отказывает, говоря, что это невозможно, Рой убивает его — и представляется, что не в качестве возмездия, а просто в приступе ярости. На наш взгляд, в этот момент Батти предстает воплощением антикиборга — могучего, но бездушного существа, порожденного технологиями и несущего смерть своему творцу-человеку. Он превосходит людей физически, но уступает им в человечности. И последние сцены, где Батти дарит жизнь Декарду, в этом прочтении стоит воспринимать как дань голливудским стандартам, а не как подтверждение, что Рой проявил благородство, став своего рода сверхчеловеком. Таким образом, антикиборг как символ дегуманизации является серьезным предупреждением об опасностях чрезмерной технологизации, которая способна породить физически и интеллектуально мощные, но эмоционально и нравственно неполноценные создания, несущие угрозу самим своим создателям и всему человечеству.
Антикиборг как жертва технологической зависимости. Следующий вариант интерпретации понятия антикиборг — это человек, который стал рабом технологий и утратил связь с реальным миром. Такой человек не в состоянии представить свою жизнь без гаджетов и социальных медиа, для него виртуальность становится единственной значимой реальностью, а личность растворяется в цифровых потоках.
О подобном пишет Манфред Шпитцер, предложивший концепцию «цифровой деменции». По его мнению, чрезмерное погружение в электронные коммуникации приводит к деградации мышления, потому что постоянное переключение внимания между различными задачами и информационными сигналами и фрагментарное потребление контента не дают возможности сформироваться критическому мышлению или подрывают его. В результате человек становится «реактивным», теряет творческие способности и способен лишь поглощать и перенаправлять информацию без осмысления [3].
Подобные образы встречаются достаточно часто в современной литературе. В частности, герои романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам» (2014) — сотрудники компании, которая занимается интернетбизнесом, постоянно подключены к сети через нейроимпланты [4]. Вся их работа проходит в виртуальном мире, включая переговоры и финансовые расчеты, интриги и карьерный рост, личные отношения. Физическая реальность при этом превращается в некомфортные эпизоды времени между сетевыми подключениями. Герои книги уже не могут отличить действительные события от галлюцинаций, порожденных информационными сетями и психотропными препаратами, в результате превращаясь в придатки цифровых технологий и практически полностью теряя человеческое. В этой интерпретации антикиборг символизирует выхолащивание личности, утрату связи с реальностью и способность человека вести полноценную интеллектуальную деятельность в результате чрезмерного слияния с информационными сетями, и иллюстрирует превращение человека в манкурта технологий.
Антикиборг как продукт неудачной киборгизации. В этой позиции антикиборг — результат ошибок и сбоев в процессе технологического усовершенствования человека. Это происходит, когда внедрение в тело и мозг имплантов и осуществление модификаций дает непредсказуемый эффект, вызывает отторжение, и наносит непоправимый ущерб здоровью и психике. В результате вместо улучшенного постчеловека получается изуродованное, искалеченное и сломленное существо.
Эта идея ярко воплощается в манге и аниме-сериале «Призрак в доспехах» (1989–1990), который впоследствии неоднократно экранизировался. Главная героиня Мотоко Кусанаги — киборг, которая работает сотрудником особого подразделения по борьбе с киберпреступностью. При этом ее тело почти полностью искусственное, и от человека остается лишь мозг и часть позвоночника. Такая трансформация не делает Мотоко совершенной. Напротив, она постоянно сомневается в своей человечности, в подлинности своих чувств и желаний, и эти сомнения усиливаются тем, что границы между ее личностью и «черным ящиком» кибернетических механизмов, управляющих ее существованием, достаточно размыты. В этих условиях Мотоко не может точно знать, кто она на самом деле — человек или машина. Такие экзистенциальные вопросы терзают героиню, порождая глубокий внутренний конфликт.
Проблему неудачной киборгизации поднимает и фильм «Робокоп» (1987). Полицейский Алекс Мерфи после тяжелого ранения превращен в киборга — технологически усовершенствованного полицейского, которому уготована роль неуязвимого и непримиримого борца с преступностью. Для выполнения этой роли ему необходимо быть больше машиной, чем человеком. Однако процесс такой трансформации дал сбой: воспоминания о прошлой жизни и человеческие чувства прорываются сквозь программу, управляющую Робокопом. Это причиняет ему страдания, потому что он не может примирить в себе полицейского и машину для убийства, не может автоматически подчиняться приказам, вынужден пропускать все решения через собственный этически-морально-нравственный комплекс, обладающий слишком большим количеством измерений, чтобы быть алгоритмизированным. В финале фильма человеческое побеждает, Мерфи обретает свободу воли и возвращает себе способность нравственного выбора. В скобках заметим, что он превращается в супергероя, умеющего ко всему прочему и летать — нужно учитывать, что это мейнстримовский голливудский фильм. И не зря Кроненберг, которые десятилетиями позднее планировал снять римейк этого фильма, настаивал, что сверхзадачей картины должно стать болезненное противостояние человека и машины (в результате режиссером римейка стал бразильский режиссер, специализирующийся на полицейских боевиках) — то есть боль, потерю и, может быть, восстановление идентичности, утрату ценностей и близких. В это смысле Робокоп является антикиборгом, продуктом технологий, разрушительных для человеческой психики и личности. Такое прочтение заставляет сохранять бдительность в отношении опасностей радикальных технологических трансформаций, которые навязываются, возможно, под прикрытием благих целей.
Антикиборг как олицетворение конфликта между природой и технологиями. В этом контексте антикиборг символизирует противостояние естественного и искусственного начал. Технологии вторгаются в человеческую природу, стремятся подчинить и изменить ее. Но этот процесс не происходит без борьбы. Человеческая сущность сопротивляется и отторгает чуждое, в результате происходит внутренний разлад, утрачивается гармония и целостность.
Вообще стремление к Золотому веку, к естественной гармонии — история не новая. С первой же технологической революции стремление людей защитить свои границы от технологически обусловленного «Чужого» принимало разнообразные формы — от социальных движений луддитов до религиозного эскапизма амишей, включая множество других направлений. Чем активнее развиваются технологии, тем больше в обществе беспокойства по поводу утраты «человеческой чистоты», которая выражается и сегодня в многочисленных формах. Массовая культура изобилует большим количеством сюжетов, которые отображают актуальность этой проблематики. В частности, антикиборг как символ конфликта естественного и искусственного — это Дарт Вейдер из «Звездных войн» (оригинальная трилогия 1977– 1983 гг.). Некогда могучий джедай Энакин Скайуокер соблазнился темной силой (это может быть могущество высоких технологий — Звезда смерти это сверхоружие, основанное на технологических достижениях) и перешел на их сторону. При таком переходе его тело было искалечено, и он потерял почти все человеческое. Став киборгом, Вейдер обрел невероятные силы, но потерял субъектность, превратившись в страшную машину, которая должна была стать главным оружием Императора. При этом внутри киборга-Вейдера сохранилась человеческая искра Энакина — может быть, любовь к сыну, может быть, тоска по утраченной человечности. Такой внутренний конфликт между человеческим и машинным (в данном случае, с четкой отрицательной коннотацией), мучивший Вейдера, позволяет представить его классическим антикиборгом.
Кстати, похожим примером может служить и упомянутый выше Алекс Мерфи (Робокоп), внутри которого боролись машина и человек, порождая мучительный экзистенциальный кризис.
Антикиборг как предупреждение об опасностях технологий. Антикиборг может служить образом того, во что превратится человечество, если безоглядно отдастся во власть технологий, позволит им контролировать все сферы человеческой жизни. Такой сценарий дал бы место мрачному будущему, в котором человек утратит свободу, индивидуальность, способность к самостоятельному мышлению и сопереживанию, превратившись в придаток машины; и если такой тоталитарный кошмар реализуется, человек превратится в винтик в глобальном технократическом механизме.
Можно сказать, что именно такое общество антикиборгов изображено в культовом фильме «Матрица» (1999 год). Люди там всего лишь источник энергии для машин, они узники иллюзорного цифрового мира, не понимающие своей жалкой судьбы. Они влачат, по сути, вегетативное существование, и при этом даже не подозревают о своем положении. В этой картине в буквальном смысле люди физически и ментально зависят от технологий, которые на них паразитируют. «Матрица» стала культовой в первую очередь благодаря тому, что явилась громогласным предупреждением, что ждет человечество, если оно потеряет контроль над развитием науки и техники.
Схожие идеи представлены Евгением Замятиным в романе «Мы», в котором Единое Государство является миром абсолютной несвободы, подчиненной машинной логике [5]. Граждане этого мира, люди, не имеют даже имен, у каждого свой номер. Индивидуальность запрещена, все носят одинаковую одежду, едят искусственную безвкусную пищу, ходят в шеренгах на работу. Чувства, фантазия, творчество находятся под запретом. Человек низведен до функции и буквально является деталью идеально отлаженного государственного механизма. По сути, люди в такой системе и есть антикиборги в представляемой интерпретации — это организмы, полностью подчиненные технократическому порядку.
Мы привели лишь несколько трактовок, как концепт антикиборг может применяться, чтобы продемонстрировать угрозы, возникающие в результате слияния человеческого и технологического. И при различии интерпретаций, антикиборг символизирует экзистенциальные риски, которые таит для человеческой природы развитие науки и техники. Автору было важно представить этот концепт как метафору дегуманизации, утраты идентичности и свободы, разрушения целостности личности под воздействием чуждых, неорганичных для нее сил, чтобы приблизиться к пониманию границ допустимого вмешательства технологий в человеческую жизнь, о том, как сохранить свою сущность и человечность в мире умных машин. И чтобы обеспечить объективность в таком непростом деле, далее мы рассмотрим интерпретации понятия «киборг наоборот» для изучения описанных выше тенденций как с похожих, так и с противоположных ракурсов.
Машина, стремящаяся стать человеком. В этом случае киборг наоборот — это искусственный интеллект или робот, который мечтает обрести ключевые человеческие качества, такие как эмоциональность, творческие способности, нравственные ценности. Для этого он пытается понять людей, научиться чувствовать и действовать как они, стать частью человеческого общества. Пример такого персонажа — андроид Дейта из кинофраншизы «Звездный путь» (начиная с 1991 года). Дейта — искусственное создание, но всеми силами стремится постичь человеческую природу. Он изучает эмоции, юмор, пытается освоить тонкие материи человеческого существования, занимаясь искусством. Важно, что он мечтает стать настоящим человеком и приблизиться к своим создателям именно духовно. Здесь можно привести параллель с изначальным определением киборга — его создатели, которые ввели данный концепт для обозначения умозрительной фигуры покорителя космоса, который для выживания должен будет совмещать органические и кибернетические элементы, подразумевали, что в первую очередь усиливать необходимо духовную составляющую пионера бескрайних просторов космоса, чтобы такое создание было способно выживать в мире с качественно новыми характеристиками [6].
Еще один симпатичный и яркий образа киборга наоборот — это робот Чаппи из одноименного фильма. Чаппи был создан как боевой полицейский робот, но по стечению обстоятельств он обретает человечность, начинает испытывать чувства и привязываться к окружающим, и, что самое важно, учится отличать добро от зла — выстраивает ту систему координат, которая делает человека свободным. За свободу всегда приходится платить, и в финале Чаппи жертвует собой ради близких, совершая высоконравственный выбор, который под силу только человеку. Как мы здесь показали, киборг наоборот иллюстрирует стремление машины к человечности, к обретению души и духовности. Мечты символизируют возможность и надежду, и в данном контексте это относится к тому, что пропасть между человеческим и технологическим может быть преодолена благодаря тому, что машина способна выступать равноправным союзником человека.
Человек, отвергающий технологии. Совсем иная трактовка киборга наоборот — это образ человека, который сознательно отказывается от использования современных технологий, предпочитая жить «простой», естественной жизнью в гармонии с природой, минимально пользуясь благами цивилизации. Его идеал — простое, близкое к традиционному существование без гаджетов, интернета, продуктов технического прогресса.
В литературе образ человека, отвергающего машинный мир, представлен в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» [7]. Его герои, «книжные люди», противостоят бездуховному обществу потребления, в котором книги находятся под запретом, а массовая культура практически расчеловечила, полностью «оболванив» население. Немногочисленные диссиденты хранят тексты великих произведений в своей памяти, и передают их будущим поколениям из уст в уста. Они сознательно отказываются от благ машинной цивилизации, живя простой жизнью и посвящая себя сохранению духовного наследия человечества. Здесь киборг наоборот выступает в роли борца с дегуманизирующим воздействием технологий и принимает на себя роль хранителя человеческой природы и носителя естественного образа жизни. Несмотря на кажущуюся позитивность такого образа, на самом деле это, скорее, метафора страха перед машинным прогрессом, который грозит устранить человечность как ненужную категорию для технократического общества.
Технология, подражающая природе. Еще с одной стороны киборгом наоборот можно назвать техническое устройство или систему, принцип работы которой основан на воспроизведении природных механизмов и структур. Цель такой технологии может состоять в достижении естественного совершенства естественных систем, которые и выступают в качестве образца для подражания.
Показательным примером таких технологий могут выступать разработки в области бионики. Это наука, изучающая структуры и жизнедеятельность организмов для создания новых приборов, механизмов, материалов. Бионика стремится перенести совершенные природные решения в сферу технологий [8]. Одним из примеров является создание протезов, в основе которых заложены движения, свойственные бегу животных [9]. Да и собственно активно развивающиеся сегодня нейронные сети и системы машинного обучения стремятся воспроизвести принципы работы мозга. В массовой культуре такие подходы представлены в фильме Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993 год), в котором ученым удается воссоздать динозавров, расшифровав их ДНК и поместив в яйцеклетки современных рептилий. Этим самым они копируют природный механизм размножения, используя его для создания вымерших существ. Кстати говоря, парк с ожившими динозаврами — это апофеоз идеи технологии, воспроизводящей природу в контексте избыточного потребления в современном обществе, и анализ данного кинофильма мог бы составить тему отдельного исследования.
Но несмотря на столь яркое негативное предупреждение о недопустимости подобных экспериментов, идея киборга наоборот в качестве технологии, которая стремится подражать естественным системам — это еще один образ мечты о гармоничном сосуществовании природы и техносферы и надежды о возможном взаимообогащения двух естественной и искусственной реальностей в их неизбежном взаимном слиянии.
Человек, восстанавливающий утраченные способности с помощью технологий. Человек с ограниченными возможностями, который использует достижения науки и техники, чтобы компенсировать недостающие функции организма и восполнить утраченное, может именоваться киборгом в привычном понимании этого термина. Но мы хотели бы в данном случае представить эту категорию в качестве киборга наоборот, потому что в данном случае технологии не усиливают естественные способности, а компенсируют их или восстанавливают.
Хрестоматийный пример такого персонажа — Люк Скайуокер из уже упомянутых «Звездных войн». В поединке со своим отцом он лишается кисти руки, и затем получает кибернетический протез. Протез полностью восполняет потерянные функции. Но в отличие от Дарта Вейдера, для Люка технологическое совершенствование выполняет техническую функцию, он ничего не приобретает, не меняется качественно, и продолжает сражаться на стороне добра. В данном случае это пример, демонстрирующий возможность восстановить «целостность» человека с помощью технологий.
В реальной жизни примером киборга наоборот может служить ученый Стивен Хокинг. Из-за тяжелой болезни он оказался полностью парализованным и потерял возможность разговаривать. Синтезатор речи и компьютер, управляемый движением мимической мышцы, давали ему возможность общаться с миром и продолжать научную деятельность и творчество, хотя бы частично компенсируя утраченные функции мозга и тела [10]. Эти примеры показывают, что киборг наоборот представляет собой символ надежды для людей с ограниченными возможностями и выступает метафорой стремления к восстановлению природной нормы благодаря достижениям прогресса, в результате чего человек возвращает свою утраченную целостность и полноценность бытия.
Виртуальная личность, обретающая физическое воплощение. Последней ипостасью киборга наоборот, которую мы приведем в данной работе, является достаточно неоднозначный образ. Это цифровая сущность в виде компьютерной программы, искусственного интеллекта, оцифрованного сознания реального человека, которая стремится обрести воплощение в реальном мире. Такая сущность может быть воплощена в искусственно выращенный биологический организм или полностью искусственный материальный аватар. Здесь понятие киборга наоборот приобретает буквальное значение — «классический» киборг по преимуществу является человеческим сознанием, которое либо само улучшается, либо оказывается в улучшенном теле. А киборг наоборот является изначально искусственным сознанием, которое помещается в ту или иную материальную форму.
Подобный сюжет лежит в основе фильма «Превосходство» (2014). Смертельно больной ученый Уилл оцифровывает свое сознание, и виртуальная копия Уилла продолжает жить и развиваться в компьютерных сетях после физической смерти ученого, постепенно обретая нечеловеческое могущество и влияние на весь мир. Кинокартина завершается тем, что виртуальный Уилл создает себе материальное тело из наномашин, и таким образом цифровая личность обретает физическую форму. Сложный сюжет рождает массу этических вопросов, включая такие — можно ли считать подобное создание человеком, и в любом случае, какой юридический и моральный статус должен иметь такой субъект (с учетом его статуса в мире вопрос субъектности виртуального Уилла уже не стоит).
Вообще данная тема в последние годы приобретает популярность. В фильме
«Из машины» (2015) искусственный интеллект, воплощенный создателем в тело девушки, вырывается из плена и отправляется познавать мир — остается открытым вопрос, что в результате окажется с человеческим миром после такого взаимодействия. Примеров такой рефлексии можно привести множество, и хотя данный сюжет пока представляется фантастическим, достижения в области генеративного искусственного интеллекта, робототехники и других смежных направлений в достаточно обозримом будущем способны превратить данную проблематику в прикладную задачу, и человечеству придется оперативно формировать свою позицию в отношении какой-нибудь новой «расы постлюдей» и формулировать законы сосуществования с ними [11].
Заключение. Подводя итог исследованию социогуманитарных последствий взаимодействия человека и машины через призму понятий антикиборг и киборг наоборот, мы можем сделать несколько выводов.
Во-первых, анализ представленных интерпретаций концепта антикиборга показывает, что интеграция человека с технологиями несет серьезные риски для человеческой природы и идентичности, такие как дегуманизация, утрата эмоций и способности к творчеству, зависимость от технологий и потеря связи с физической реальностью.
Во-вторых, рассмотрение понятия киборг наоборот наряду с описанными выше настораживающими перспективами, позволяет увидеть и обнадеживающие контуры взаимодействия между естественным и искусственным. Возможности восполнять утраченные функции организма с помощью технологий, сама надежда на гармоничное соединение технологического и физического, виртуального и материального, позволяют верить, что существуют шансы найти точки соприкосновения и взаимообогащения двух форм бытия.
Наверное, самое главное, и ради чего были приведены обе метафоры — это еще один повод задуматься о границах допустимого вмешательства технологий в человеческую жизнь. Вопрос, где проходит черта, за которой технологическое становится разрушительным для природы человека, и как найти баланс между преимуществами научного прогресса и сохранением естественной сущности, приобретает все большую актуальность по мере развития НБИКС-технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных) [12]. Мы привели это понятие, чтобы продемонстрировать необходимость постоянного комплексного социогуманитарного мониторинга технологических инноваций, широкого общественного обсуждения этических, правовых, мировоззренческих аспектов НБИКС-конвергенции. Образы антикиборга и киборга наоборот при всей их метафоричности помогают в комплексе взглянуть на сложные проблемы. В нашем исследовании они выступили как инструменты выявления и осмысления вызовов, которые ставит перед человечеством развитие технологий, чтобы направить это вектор на полноценное раскрытие и расцвет человеческой природы, в рамках которого киборг станет не угрозой, а надеждой для человечества.