Спорт в контексте пандемии: ретроспекция.
При этом в настоящее время трансформация спорта продолжается, и, находясь «внутри» этих процессов, их не так просто оценить, поэтому далее мы постараемся рассмотреть конкретный контекст — влияние пандемии COVID-19 на сферу спорта. Следствиями локдауна и прекращения коммуникаций в привычных формах стали, с одной стороны, отмена и перенос соревнований, тренировок и в целом массовых мероприятий, а с другой стороны, параллельно с этим начали ускоренно развиваться и распространяться новые форматы, основанные на продуктах цифровых технологий, такие как виртуальные и дистанционные соревнования и тренировки. Другими словами, спорт продемонстрировал себя как гибкую и инновационную, саморегулирующуюся и адаптивную систему.
Еще с одной стороны, пандемия подчеркнула значимость такой категории, как здоровье, также входящей в «комплекс» спорта и охватывающей как физические, так и психологические аспекты, в том числе в контексте спортивной деятельности. Однако мы не будем углубляться в данную тему, поскольку она несколько спекулятивна и ее стоит рассматривать скорее с социокультурных позиций (учитывая, скажем, такие явления, как «декларируемый ЗОЖ» — феномен, когда субъект покупает своего рода индульгенцию, приобретая продукты специальных марок или в особых магазинах, позиционируемых как производители и поставщики «здоровой», «чистой» и полезной еды, предлагающих по факту, как правило, в своей основе тот же набор ингредиентов, который содержат и обычные продукты питания).
Кроме этого, отдельно стоит обозначить сложную взаимосвязь между спортом и здоровьем. Хотя интуитивно может казаться, что спорт и здоровье взаимосвязаны напрямую, при более глубоком рассмотрении обнаруживается более сложное взаимодействие между этими двумя областями. Необходимо признать, что определение и содержание спорта выходят за рамки физической активности или поддержания физической формы. Как мы отметили в начале, спорт — это многогранный и сложный комплекс, включающий не только физические нагрузки, но и психологические, а также эмоциональные и социальные аспекты. Поэтому связь между спортом и здоровьем выходит за рамки простых причинно-следственных связей. Спорт и в качестве комплексной концепции, и как многослойная практика оказывает влияние на здоровье в нескольких измерениях, воздействуя не только на физическое состояние, но и на психическую устойчивость, эмоциональное равновесие, социальные взаимодействия и общее качество жизни — причем, не обязательно всегда положительно.
Таким образом, переход к виртуальным соревнованиям, онлайн-тренировкам и трансляциям, стимулированный пандемией, означает нечто большее, чем просто практическая адаптация к внешним обстоятельствам. Этот переход отражает фундаментальный сдвиг в восприятии и «взаимодействии» со спортом в рамках всей культуры, в результате чего переосмысляются, как мы уже обратили внимание, и сущность соревнований, и природа спортивных достижений, и аутентичность спортивного опыта.
Метапаразитарность.
Вышенаписанное справедливо, если мы рассуждаем в рамках традиционной системы координат. Но будет ли этот вывод релевантен, если мы примем во внимание гипотезу, что человеческий мир переходит в настоящее время к новым принципам существования? Для концептуализации этих новых принципов задолго до пандемии и широкого распространения идеи метавселенных была разработана концепция метапаразита (Гуров, 2018). Еще до этого данный термин использовался в биологии, но в 2017 г. он был введен в социогуманитарные исследования, а его значение было адаптировано для новых контекстов. По своему первоначальному определению, в гуманитарном смысле метапаразит символизирует распространение непонятных и зачастую враждебных явлений в современном обществе, коренящихся в многоуровневых и пересекаю-щихся информационных потоках. Это происходит по логике, схожей с тем, как распространяются инфекции, порождая эпидемии и пандемии. Важно отме-тить, что метапаразит возникает в результате взаимодействия, пересечения и слияния сложного массива природных явлений, биологических и социокультурных факторов, которые трансформируются и приобретают всеобъемлющий масштаб, начиная вести самостоятельную жизнь. Концепция метапаразита рассматривает сложное взаимодействие между различными слоями бытия, подчеркивая взаимосвязь информации, биологии и социокультурной динамики в формировании современных общественных ландшафтов. Она возникла в результате быстрого и глубокого развития и распространения цифровых технологий, в результате чего ключевые явления и инструменты современной жизни выходят за пределы естественных границ.
В контексте настоящего исследования понятие метапаразитизма можно рассматривать как явление, описывающее виртуализацию спортивного зрелища, когда визуальные аспекты события существуют как независимо от присутствия зрителей, так и в рамках взаимодействия между заинтересованными участниками, например, спортсменов и болельщиков.
В этом контексте необходимо пересмотреть отношения между зрелищем, участниками и зрителями. В рамках метапаразитизма виртуализация спортивного зрелища может рассматриваться как форма самораспространяющегося явления, оторванного от своих первоисточников — спортсменов и зрителей. Это подчеркивает возможность существования спортивных визуальных элементов в виртуальной или смешанной формах, оторванных от физической реальности.
Возвращаясь к сущности спорта, в первую очередь, к его природе и целям, мы понимаем, что там, где что-то развивается, одновременно рядом часто происходит обратный процесс — разрушение и упадок. И в описываемых новых условиях представляется сложным определить, сохранился ли комплекс, необходимый для того, чтобы спортивное событие было действительно значимым, включающим, как мы писали, участие спортсменов, эмоциональное вовлечение зрителей и сам соревновательный процесс. Сложно определить, какие ценности и смыслы сохраняются, какие меняют свое содержание, а какие исчезают, а также установить, что нового появляется в условиях, когда зрелище оказалось отделенным от непосредственного зрителя.
Ответить на эти вопросы могут помочь размышления о качестве взаимодействия в отсутствии живого общения, что имеет решающее значение для формирования глубоких связей и чувства общности. Пандемия COVID-19 привела к фактической физической изоляции людей, ограничив возможности для общения лицом к лицу и социального взаимодействия, и это стимулировало развитие дистанционных форм коммуникации. Это произошло явочным порядком, не в рамках какой-либо эволюции, а как кризисное решение, ведь на тот момент дистант стал единственным способом общения, взаимной поддержки и проявления солидарности в обществе. При этом постфактум многие отмечали, что это стало в какой-то степени паллиативом, т. е. не смогло обеспечить то же качество, какое было ранее. Если экстраполировать этот вывод на ситуацию, относящуюся к спорту, можно предположить, что качество взаимодействия в новых условиях также несколько деградировало.
Отдельно отметим, что спорт как зрелище и форма общественного взаимодействия играет важную роль в формировании и поддержании индивидуальной и коллективной идентичности. И описанные выше трансформации в спорте отражают более широкие общественные тенденции — изменение социокультурной системы, а в перспективе, возможно, и человеческой природы.
Заключение.
Растущая роль технологий определяет фундаментальную трансформацию того, как люди занимаются спортом, организуют, проводят, а также потребляют спортивные события. Все это позволяет говорить о новом измерении размывания границ между физической и цифровой сферами. Как было показано, процессы, происходящие в спорте, отражают более масштабные изменения общественной жизни, заставляя исследователей размышлять об эволюции отношений между человеком и технологиями, об изменении ценностей и культурных практик, а также о возможных последствиях цифровизации для человеческой природы, культуры и цивилизации. В этой связи в продолжении представленной темы перспективным может оказаться изучение того влияния, которое должна оказать интеграция технологий в спортивную деятельность с точки зрения результатов и возможностей спортсменов, этических аспектов киборгизации, а также того, как киборгизация в контексте спортивной деятельности размывает границу между человеком и машиной, изменяя саму концепцию спорта и определение спортсмена.