гуров
олег николаевич
+7 (968) 764-44-28
gurov@duck.com

Слияние человека и машины: Взгляд Дэвида Кроненберга на проблему киборга

Гуров Олег Николаевич
«Техноголос», №4, 2023 г.
Аннотация.
В данной статье рассматривается тема взаимодействия между технологиями и человеком через призму концепта киборга. Автор публикации представляет введение в этот концепт, начиная с его изобретения учеными Манфредом Клайнзом и Натаном Клайном в 1960 году, последующей интерпретацией концепта киборга современными философами, и далее демонстрирует, как проблематика, существующая вокруг данного концепта, используется режиссёром Дэвидом Кроненбергом в его кинофильмах. Актуальность представляемой темы обусловлена тем, что в настоящее время технологии развиваются настолько быстро и интенсивно, что буквально на глазах интеграция продуктов этих технологий в общественную жизнь начинает оказывать серьёзное влияние на все ее области, и, как считает ряд ученых, способна оказать качественное влияние на эволюцию человека. В работе в наибольшей степени автор использует методы киноведческого анализа и интерпретации, поскольку они в комплексе позволяют наиболее продуктивно работать с киноматериалом на различных уровнях. Основываясь на представляемом материале, автор доказывает, что концепт киборга является актуальным и перспективным феноменом, позволяющем трезво рефлексировать по поводу того, как человек сливается с технологиями, и прогнозировать, к каким последствиям это может привести. Для многостороннего изучения данной темы автор затрагивает и такие области, как трансформация морали и общественных установок в меняющемся мире. Особый акцент автор делает на последнем фильме Дэвида Кроненберга «Преступления будущего», вышедшем на экраны в 2022 году, и который, по мнению автора статьи, является определённым манифестом в карьере кинорежиссера. В этой киноленте мастеру удалось собрать воедино все свои наиболее важные и значимые позиции, которые он транслировал в предыдущих работах.
Ключевые слова: Дэвид Кроненберг, киборг, Донна Харауэй, Нэнси Кэтрин Хейлз, Рози Брайдотти, Петер Йостен, Энди Кларк, Преступления будущего, мутации, научная фантастика

Введение.

Перед представлением различных подходов к определению понятия киборга, необходимо обозначить научную проблему, которая наиболее точно характеризует данный концепт. Очевидно, что проблема киборга - это вопрос, связанный с возможностью или невозможностью слияния человека и машины. Или, если рассматривать данную тему шире, то это вопрос границы между человеческим и нечеловеческим. Во многих смыслах это не новая проблема. Что касается технологического совершенствования человека, то первые устройства, такие как протезы пальцев ног, появились ещё в Древнем Египте. С другой стороны, проблема разнообразных дихотомий - живого и мертвого, разумного и неразумного, естественного и искусственного, аутентичного и вторичного, и многих подобных - также существовала и в философии, и в целом в общественной мысли с самих истоков цивилизации.

Однако именно XX век является периодом, во время которого произошло множество таких событий, которые превратили вопрос, что значит быть человеком, в нечто настолько насущное, что без ответа на него невозможно выработать стратегии дальнейшего развития.

Далее мы в большей степени будем исследовать именно технокультурную и техносоциальную составляющие данной проблематики, почти полностью оставив за скобками многочисленные иные области, которые в не меньшей степени оказали влияние на возникновение концепта киборга и оказали важное влияние на его развитие, включая политическую, экологическую и другие.

Необходимо отметить еще один важный фактор - сворачивание пространства и времени. Технологический прогресс начался не сегодня. С XVIII века человечество пережило уже четыре Промышленные революции. Если верить специалистам по цифровой трансформации общественной жизни, то мы находимся сейчас на пороге 5-ой Промышленной революции, результатом которой станет адаптация технологий под потребности, желания и ценности человека. Первые три Промышленные революции, которые привнесли в антропосферу механизацию, индустриализацию и автоматизацию, в первую очередь затронули экономику (впрочем, ей не ограничиваясь, конечно!), и далее, со временем, их влияние на общественную жизнь во всей полноте только возрастало. Этот период занял в истории человечества более 250 лет и подготовил почву для главной концепции четвертой Промышленной революции - интеллектуализации того, что ранее без сомнений находилось на противоположном полюсе от «человеческого» [1]. Время стало двигаться быстрее с каждым новым этапом, пространство перестало иметь значительный масштаб. Все это создает новые условия существования. И возвращаясь к теме проблематики киборга, необходимо учитывать два основных аспекта. Первый - что означает в таких условиях быть, оставаться или становиться человеком. И связанный с последним вопросом следующий аспект - является ли или может ли киборг на каком-либо этапе развития стать новой формой жизни.

Этот круг вопросов с одной стороны шире, чем тема, которая может быть исследована в рамках отдельных экономических, технологических и политологических дискурсов. С другой стороны, для всестороннего и обладающего необходимой глубиной философского взгляда, по нашему мнению, требуется дополнительный, не совсем стандартный инструментарий для достаточного осмысления этого феномена. Данное поле в настоящее время является очень плодородным: темы идентичности человека и слияния его с машиной на протяжении последних нескольких десятилетий являются предметом интереса и исследования в философии, психологии, культурологии и в массовой культуре, включая научную фантастику во всевозможных жанрах. Нам кажется, что использование разнообразного материала может быть очень продуктивным.

Далее мы представим различные концепции и подходы и подкрепим их примерами из массовой культуры из кинематографа Дэвида Кроненберга. Это особый режиссер со взглядом ученого, и его фильмы во многом исследуют отношения между людьми и технологиями, а также то, как последние влияют на наше понимание идентичности и, в частности, телесности. Во многих своих фильмах он фокусируется на том, как взаимодействие человека и технологий, взаимное проникновение и слияние, мутации и трансформация оказывают влияние на различные стороны человеческого, такие как собственная человеческая идентичность и телесность.

Появление и развитие концепта «киборг».

Вначале вспомним, как появилось слово «киборг» и что оно изначально означало в устах его создателей. Данное понятие было сформулировано американскими учеными Манфредом Клайнзом и Натаном Клайном в 1960 году. Они оба были психиатрами, проводившими исследования, в частности, в области потенциала улучшения возможностей человека и повышения его выживаемости в процессе освоения космоса. Мы знаем, что первая половина 1960-ых годов - это начало эры исследования космоса. В те годы преобладали мечты и амбиции, что в ближайшее время станет возможным исследовать космос во всей его полноте, и эти ученые работали в области поиска инструментов, которые позволили бы повысить выживаемость человека в совершенно новых условиях за счет внедрения определенных механизмов для более эффективного управления человеческим организмом. Было понятно, что возможные длительные космические полеты окажут воздействие на физическое и моральное состояние человека. Ученые посчитали, что изменение человека в соответствии с требованиями внеземной среды будет более логичным, чем создание для него земной среды в космосе.

С этой целью они и ввели термин «киборг», чтобы обозначить гипотетическую человеко-машинную систему, продукт модификации человека [2]. Морфологически «киборг» - это краткая форма термина «кибернетический организм», и по смыслу изначально это была сущность, включающая как биологические элементы, так и продукты технологий. Авторы предложили ряд решений, в число которых с одной стороны входили интеграция датчиков в человеческое тело, оценивающих физическое состояние космонавта, и с другой, они предложили использовать фармакологические препараты для эффективного управления состоянием и ресурсами человека в космосе. Необходимо еще отметить, что М. Клайнз и Н. Клайн обращали внимание и на необходимость расширения именно духовных возможностей, поскольку новые условия станут требовать новых ресурсов именно в части нематериальной составляющей человека. В любом случае ученые презентовали киборга как концепт, направленный на расширение человеческих возможностей за счет интеграции технологий в человека. Этот взгляд отражает идею симбиотических отношений между человеком и техникой.

Первоначально этот термин использовался для описания любой «смешанной» системы, однако со временем его стали обычно применять к сущностям, в природе которых неразрывно связаны биология и техника, и в этом контексте сейчас велосипедисты; люди, носящие контактные линзы; гаджетозависимые, и другие им подобные, не подходят под определение киборгов. С другой стороны, со временем киборгами стали называть гибридные сущности, обладающие способностями, превышающими присущие по отдельности биологическую или технологическую составляющие.

Несмотря на то, что исследования космоса не стали настолько обширными и масштабными, чтобы возникла необходимость действительно модифицировать человека, сам концепт киборга при этом оказался перспективным, и вскоре на него обратили внимание и взяли на вооружение современные мыслители.

Киборг Донны Харауэй и Нэнси Кэтрин Хейлз.

В частности, в 1985 году одна из основоположниц киберфеминизма и видная исследовательница науки, технологий и постгуманизма Донна Харауэй опубликовала работу «Манифест киборгов», в которой, характеризуя этот концепт, сделала акцент на отказе в широком смысле от жестких границ, в частности, между человеком и животным, человеком и машиной [3]. По её мнению, в этом смысле киборг ассоциируется с дуализмом, а не с дихотомией, и конвергенция «конечных» категорий и при этом стирание границ создают новую ценность. Поскольку Д. Харауэй исследовала вопросы феминизма, она делала акцент на том, что киборг, будучи гибридом машины и организма, бросает вызов традиционным и уже несостоятельным, по ее мнению, представлениям о гендере и идентичности. Более того, автор рассматривает киборга в качестве символа сопротивления властным структурам, подавляющим свободу. По её мнению, киборг представляет собой новую форму жизни и является жизнеспособным гибридом, не связанным с ограничениями, присущими человеку.

Ещё одна исследовательница, Нэнси Кэтрин Хейлз, известная как литературовед постмодернистского направления, исследует концепцию киборга с похожих позиций, с точки зрения проблем постчеловека и, в частности, телесности. Н.К. Хейлз показывает, как идентичность человека меняется в контексте интеграции технологий в общественную жизнь и то, как технология меняет представление человека о себе и о своей субъективности [4]. По её мнению, технологии уже настолько вошли в нашу жизнь, что стали их неотъемлемой частью, и это размыло границы телесности настолько, что человеческое тело де-факто уже слилось с технологиями.

Далее мы хотели бы предложить одно наблюдение социологического характера. Обратим внимание, что Д. Харауэй, Н.К. Хейлз и Д. Кроненберг родились примерно в одно и то же время, между 1943 и 1944 годами. Это самое начало поколения бумеров. Интересно поразмыслить насчёт того, оказывает ли влияние их принадлежность к одному поколению на то, что именно они в целом так активно вовлеклись в осмысление мира через концепт киборга.

Конечно, прямой связи между поколением бэби-бумеров и концепцией киборгизации быть не может, но это поколение на протяжении своей жизни стало свидетелем и участником основных событий в области технологического развития, и распространения технологий в общественной жизни, таких как компьютеры, Интернет и сотовые телефоны [5]. Представители этого поколения активно взаимодействовали с продуктами разнообразных технологических достижений на протяжении всей своей активной жизни, и фактически именно они начали адаптировать продукты технологий во все сферы жизни человека. Самое главное, что это поколение стало, наверное, впервые в истории, свидетелем того, как технологии начали оказывать качественно преобразующее влияние на общество.

Некоторые на тот момент нововведения, такие как кардиостимуляторы и искусственные органы, которые в рамках медикализации общества стали, если не повседневной, то уже не исключительной практикой, безусловно, способствовали необходимости осмысливать с различных позиций потенциальные преимущества и проблемы киборгизации. Отметим, что говоря о ценностях, присущих поколению бэби-бумеров, можно назвать трудолюбие, независимость и самореализацию по результатам своей деятельности. Представленные наблюдения позволяют связать указанные ранее цели создания киборга, такие как как возможность человека более продуктивно развиваться в меняющемся мире, с целями поколения, которому присущ фокус на свободу, независимость и самореализацию. Поэтому неудивительно, что этот концепт был сформулирован и развит именно представителями поколения бэби-бумеров, которые, на первый взгляд, ещё очень далеки от более поздних поколений, буквально родившихся в мире интегрированных технологий.

Отметим еще раз, что представленное наблюдение представляет собой спорный момент и представленная аналогия может быть искусственной. Автор планирует дальнейшее развитие данной гипотезы в следующих исследований, а пока обозначает, что в наиболее очевидной форме совпадение идей представленных авторов может быть обусловлено взаимодействием дискурсов.

Киборг Энди Кларка, Рози Бройдотти и Петера Йостена.

Вместе с этим, образ киборга оказался вдохновляющей и перспективной категорией, и представители более поздних поколений также стали использовать этот концепт в своих исследованиях. В частности, британский философ Энди Кларк, занимающийся философией сознания и когнитивистики, развивает концепцию расширенного сознания, которая ставит под сомнение традиционный взгляд на то, что познание осуществляется исключительно человеческим мозгом [6]. Концепция расширенного сознания предполагает, что когнитивные процессы могут распространяться на внешний мир посредством использования технологий и разнообразных инструментов, являющихся их продуктами. В этом смысле важна роль внешних ресурсов и технических артефактов, которые не только оказывают влияние на когнитивные процессы и возможности, и даже не только их расширяют, но и во многом формируют. Учёный предполагает, что тема дополнения когнитивных способностей за счет внешних ресурсов является важным фактором понимания взаимоотношений между человеком и технологиями, и является рычагом, сдвигающим границу между человеком и машиной. В этом смысле киборг, как существо, интегрированное с технологией, способен расширять свою природу и увеличивать когнитивные способности, преодолевая рамки ограничений человеческого мозга.

Ещё одна философ, Рози Брайдотти, рассматривает такие темы, как постгуманизм, взаимосвязь технологий и субъективности, и вслед за названными ранее авторами проблему деконструкции традиционных представлений об идентичности и гендере [7]. В рамках своей работы она исследует уже как свершившийся факт постчеловеческое состояние современной жизни, характеризующееся текучестью всех процессов и сформированной гибридностью человеческой природы, где граница между человеческой и нечеловеческой сущностью явственно размыта. В этом контексте киборг определяется как постчеловеческий субъект, находящийся за пределами традиционных человекоцентричных перспектив.

В последние десятилетия подобная проблематика, как мы указали ранее, стала объектом интереса и у междисциплинарных исследователей. В частности, Петер Йостен, нидерландский исследователь инноваций, биохакер и эксперт в области технологических тенденций, рассматривает тему киборга с точки зрения усовершенствования человека, делая акцент на том, что киборг, будучи частично человеком и частично машиной, в первую очередь сохраняет свою человеческую составляющую, что делает его уникальной сущностью, и именно такая перспектива определяет будущее человеческого развития [8]. В этом смысле он выделяет киборга и не просто ставит его рядом с человеком, а неразрывно связывает, в отличие от роботов и андроидов, которые, даже если являются человекоподобными, в первую очередь должны характеризоваться как нечто полностью искусственное.

Интерпретации Дэвида Кроненберга.

Вся проблематика, обозначенная выше, в разнообразных интерпретациях существует и в произведениях массовой культуры последних десятилетий [9]. Далее мы представим то, как представляет данную проблематику Д. Кроненберг в своих кинофильмах. Напомним, что он является известным канадским режиссером, сценаристом, а также автором художественного романа, и считается по праву одним из главных представителей американского независимого кино.

На протяжении долгой и успешной кинематографической карьеры он стал автором целого ряда фантастических и боди-хоррор фильмов, в которых с различных сторон продемонстрировал многочисленные мутации и трансформации человека, сталкивающегося с вызовами современности. И даже те фильмы в жанре психологических триллеров и драм, которые он также периодически снимает, казалось бы, без привязки к тематике технологического развития, во многом посвящены теме изменений человеческой природы.

В данной статье говорить о творчестве Д. Кроненберга в контексте темы киборгов несложно, поскольку это самый очевидный слой - его фильмы бросают вызов традиционным представлениям об идентичности человека, и имеют дело с темой человеческой телесности на самом явном уровне. Что интересно, Д. Кроненберг не снял ни одного фильма, посвященного непосредственно киборгам, по крайней мере, в тех определениях, которые им дает массовая культура. В начале 2010-ых годов режиссер обсуждал возможность участия в съемке ремейка культового фантастического боевика «Робокоп», вышедшего на экраны в 1987 году. В его планах было снять гораздо более жесткий, чем оригинальный фильм, сфокусировавшись на человеческой стороне природы киборга и на борьбе между его противоположными началами. В результате стороны не достигли компромисса, и режиссером ремейка «Робокопа» стал другой режиссер.

Но то, что режиссер посвящает свой труд глубокому исследованию вопросов человеческого существования и развития через призму технологий, а также то, что сюжеты его картин всегда выстроены на пересечении человеческого с чем-то иным, позволяет продуктивно исследовать его фильмы как прекрасный источник взаимодействия человека и технологий, и их взаимного влияния.

Далее мы не будем давать справку по его полной кинематографии и остановимся только на отдельных фильмах, которые непосредственно иллюстрируют поднятую в данной публикации тему.

В 1981 году режиссер выпустил научно-фантастический фильм ужасов «Сканеры», главными героями которого являются люди, обладающие экстраординарными, в первую очередь телепатическими, способностями, передавшимися им по наследству от родителей, которые были участниками медицинских экспериментов. Этот вполне достаточно банальный сюжет о супергероях, тем не менее раскрывается в контексте целого комплекса вопросов, связанных как с возможностями использования технологий для изменения природы человека, так и контроля и манипулирования человеческим сознанием с помощью тех же инструментов.

Несколькими годами позднее на экраны вышел легендарный «Видеодром». Этот провокационный фильм снят практически в сюрреалистическом стиле и посвящен взаимодействию и взаимовлиянию развивающихся технологий, средств массовой коммуникации и человеческой телесности. Харизматичный герой Джеймса Вудса, руководитель независимой телекомпании, подпадает под практически мистическое влияние манипулятивный телепрограммы, имеющей одноименное с фильмом название. После погружения в мир «Видеодрома» герой не только начинает испытывать галлюцинации и погружаться в этот медийно-телесно-иллюзорный мир, но и само его тело претерпевает физические изменения, вбирая в себя «техническое» и само погружаясь в «виртуальное» (на тот момент тема Интернета и виртуальности еще широко не использовались в кинематографе, и Д. Кроненберг погрузил героя в «телевизионное», «ламповое» пространство, и при этом он явно предвосхитил сетевую логику развития общественной жизни, которая начала становиться реальностью буквально несколько лет спустя).

Наверное, визитной карточкой Д. Кроненберга может считаться фильм «Муха», снятый в 1986 году. Главный герой фильма, роль которого блистательно сыграл Джеффри Голдблюм - это гениальный ученый, которому удалось изобрести устройство для телепортации. При эксперименте с самим собой ученый случайно оказался в аппарате для перемещения вместе с мухой, их ДНК слились, и после этого герой фильма начал мучительно трансформироваться в насекомое. Не считая того, что этот фильм имеет явную отсылку к повести Франца Кафки «Превращение» и заставляет задумываться в целом о месте человека в современном мире, «Муха» затрагивает также тему идентичности человека, проблему его телесности и направляет рефлексию в область осмысления возможных последствий научных экспериментов, осуществляемых без должного контроля.

Нужно сказать, что все описанные ранее фильмы поднимают и тему опасностей, которым может подвергнуться человек в условиях развития технологий вне должного контроля и учета этических требований.

Снятый в 1996 году фильм по роману Джеймса Балларда «Автокатастрофа» посвящен, казалось бы, теме, далекой от киборгов - людям, которые стали жертвами автоаварий и которые пытаются пережить травмирующий опыт. При этом в фильме показана своего рода субкультура или некий клуб, в котором участвуют эти люди, и которые в рамках своей «реабилитации» начинают испытывать сексуальное возбуждение от автомобильных аварий. В этом фильме демонстрируется фетишизация технологий и даже их эротизация. Несмотря на то, что фильм является психологическим триллером и даже по жанру далек от фильмов, описанных ранее, он находится в смысловом поле, которое знаменует собой пересечение технологий, желания и эмоций [10]. Режиссер показывает здесь крайнюю форму увлечения человека технологиями. В результате такого увлечения стираются границы между болью и удовольствием, а общественные нормы и отношения подвергаются новым вызовам.

В 1999 году Д. Кроненберг выпустил фильм «Экзистенция». Отметим, что в том же году вышла целая плеяда значимых фильмов, посвященных аналогичной тематике. В первую очередь необходимо назвать «Матрицу» братьев (позднее сестер) Вачовски, которая сразу же стала культовым фантастическим боевиком. Несмотря на то, что основной мыслью фильма является то, что весь мир представляет собой компьютерную программу, созданную искусственным интеллектом с целью удержания людей в заложниках, данный фильм поднимает и тему киборгов, поскольку герои фильма должны обладать и использовать кибернетические импланты для подключения к Матрице.

Еще один фильм, вышедший на экраны в 1999 году - это фантастический триллер «Тринадцатый этаж» Йозефа Руснака. Это ремейк снятого двадцатью с лишним годами ранее кинокартины Райнера Вернера Фассбиндера, в котором впервые в кинематографе была продемонстрирована виртуальная реальность. Обе киноверсии фантастического романа Даниэла Галуэ «Симулакрон-3» непосредственно не относятся к теме киборгов, ну точно так же, как и обсуждаемые в данной статье другие фильмы, затрагивают по-своему тему высоких технологий и их влияния на природу человека.

Еще одно культовое произведение массовой культуры, созданное в 1999 году Мэтом Гроунингом, - мультсериал «Футурама», посвященный истории нашего современника, молодого человека Фрая, который случайно оказался замороженным на тысячелетие, и затем проснулся в будущем. Первый и все последующие сезоны этого сериала в юмористической форме демонстрируют гуманистические ценности во взаимодействии с технологиями.

Мы представили данный список работ, вышедших на экраны в 1999 году, чтобы пояснить, что фильм «Экзистенция» Д. Кроненберга при выходе на экраны несколько затерялся среди мощно рекламировавшихся картин с похожей тематикой. Однако со временем фильм приобрел культовый статус, что обусловлено тем, что картина является очень глубокой и провидческой. В ней показана история талантливой разработчицы виртуальных игр, которой удалось создать новую игру, погружающей игроков в некий транс, и начав играть в свою же игру, героиня вскоре понимает, что сама не в состоянии зафиксировать границу между реальностью и виртуальностью. Отсылка к проблеме киборгов в этом фильме представлена в том виде, что герои используют кибернетические импланты для погружения в эти новые миры. В данном фильме режиссер обращает внимание зрителя на природу реальности и на то, как опыт взаимодействия с виртуальностью влияет на сознание человека.

Еще один фильм, который необходимо упомянуть, это «Космополис», снятый Д. Кроненбергом в 2012 году. По жанру это антиутопическая драма, снятая по одноименному роману постмодернистского писателя Дона Делилло. Сюжет разворачивается в течение одного дня, во время которого молодой миллиардер Эрик путешествует по мегаполису на своем белом лимузине. В этом фильме режиссер демонстрирует распад человеческой природы под воздействием технологий [11]. Главного героя окружает пустота. Сам он является символом безразличия и отчуждения, и в этих условиях его человечность разлагается. Все герои фильма выглядят холодными, эмоционально парализованными, между ними отсутствует связь. Режиссер демонстрирует мир, в котором доступность всего и вся благодаря технологиям заставляет человека терять связи с реальностью, становиться зависимым от средств коммуникации и утратить в итоге свою человеческую идентичность. В этом фильме Д. Кроненберг демонстрирует опасность технологического прогресса и риски, которые возникают перед человеком при его интеграции с технологиями. При этом, в контексте темы нашего исследования, можно сказать, что режиссер изображает образ «антикиборга», то есть существа, которому не удалось интегрировать человеческое в технологическое (или технологическое в человеческое). В результате неудачного взаимодействия этих двух категорий произошло отторжение одного от другого, и по сути человек превратился в ничто [12].

Преступления будущего.

В 2022 году Д. Кроненберг выпустил на экраны фантастический хоррор «Преступления будущего», который по названию отсылает к одной из первых работ режиссера, и вместе с этим подводит определенные итоги его работы, объединяя разнообразные темы, сюжеты и образы, представленные им в предыдущих фильмах. Фильм изображает мир ближайшего будущего, в котором в результате стремительного развития технологий человеческая природа начинает меняться на биологическом, телесном уровне. В этих условиях некоторые люди начинают стремительно эволюционировать, становятся мутантами, у них формируются новые внутренние органы с неизвестными функциями. Одним из таких мутантов является главный герой фильма - художник Сол, роль которого исполняет один из любимых актеров режиссера Вигго Мортенсен.

В этом фильме одной из главных тем, как это нередко встречается у Д. Кроненберга, снова является взаимодействие технологий и человека. Д. Кроненберг исследует изменение человеческой телесности и рефлексирует по поводу того, какое влияние технологии оказывают именно на эволюцию человека. В данном фильме внимание направлено на то, чтобы продемонстрировать, что человек не всегда в состоянии контролировать развитие технологий, и это может привести к критическим последствиям. При этом фильм затрагивает целый ряд тем, включая тему трансформации морали, развитие разнообразных девиаций, роли искусства и творчества в трансформирующемся мире, проблему экологической устойчивости и ответственности человека перед природой.

Несмотря на то, что представленные в фильме люди будущего не именуются собственно киборгами, связь с этой проблематикой явно присутствует и здесь. Но если в «Космополисе» главный герой является «антикиборгом», то в «Преступлениях будущего» Сол выступает как «киборг изнутри» или «киборг наизнанку», поскольку обретает способность питаться токсичными отходами, тем самым интегрируясь в техносферу через метаболизм собственного организма. И в этом смысле данный фильм можно интерпретировать с точки зрения проблемы киборгов, так как режиссер здесь по-своему размышляет о теме взаимодействия технологиями и человеком, и показывает, что такое взаимодействие носит не гипотетический характер, а является наступающей реальностью.

Таким образом, в представленных картинах Д. Кроненберг придает важное значение факту нестабильности границ человеческого. В некотором смысле, он даже демонстрирует условность противопоставления субъектности и объектности в формирующейся реальности, где человеческое и многочисленное техногенное «иное» перестает быть противостоящим [13].

При этом как настоящий художник, он возбуждает зрителя эпатажными образами и яркими сюжетами, и заставляет современного человека не поддаваться бездумно, без осмысления и осознания, любым соблазнам, которые приносят технологии в жизнь. Чтобы обратить внимание зрителя на весь спектр возможных последствий интеграции человека с технологиями, он нередко обращается к сюжетам, иллюстрирующим качественную трансформацию человека, которая нередко носит для него деструктивный характер. Для выполнения этой цели он нередко бросает в своих фильмах вызов традиционным общественным нормам, заставляя зрителя задуматься об истинной природе взаимоотношений между человеком и технологиями и перспективах такого взаимодействия [14].

Мы склонны утверждать, что Д. Кроненберг в своём творчестве метафорически использует те идеи, которые непосредственно относятся к концепту киборга, и которые были сформулированы представленными выше исследователями. Это доказывается тем, что режиссёр неизменно демонстрирует высокую степень восприимчивости как человеческого сознания, так и телесности, к воздействию со стороны технологий. В своих фильмах он разворачивает перед зрителями многочисленные сценарии того, как технологии становятся неотъемлемой частью личности и телесности человека.

Важно отметить, что представленные режиссёром интерпретации распространяются на максимально широкую тему, имеющую сегодня первоочередное значение - на влияние технологий на человеческую идентичность, восприятие границ и их смещение, и даже их стирание между теми категориями, которые мы неоднократно обозначали [15].

В этом связи мы хотели бы дать ещё одно измерение проблеме киборга, рассматривая её именно как стремление человека слиться с технологией. В фильме «Преступления будущего» режиссер представляет происходящие с человеком трансформации как естественный шаг человеческой эволюции, при котором технологии становятся продолжением человеческого тела. Однако ещё раз отметим, что несмотря не то, что мы не можем назвать его технопессимистом, он призывает осознавать и опасность такого слияния, поскольку оно способно привести к потере индивидуальности и созданию новых форм жизни, где человеческое окажется утерянным.

Заключение.

Таким образом, представив некоторые интерпретации концепта киборга, мы можем прийти к выводу, что это не просто слияние технического и человеческого, но в некоторой степени вершина айсберга глубокой философской проблематики, затрагивающей человеческое бытие и его перспективы. В этих масштабах киборг может рассматриваться как призма, сквозь которую явственно преломляются возможности и ограничения, которые несет в себе техно-биологическая эволюция. С одной стороны, киборгизация размывает границы человеческой телесности, позволяя ей благодаря интеграции с технологиями формировать новые формы субъективности, и создавать условия для переосмысления человеческого опыта и казавшихся ранее недостижимыми возможностей.

С другой стороны, киборг может восприниматься как символ отказа от границ, в первую очередь, между человеком и машиной, и олицетворением сопротивления против подавляющих свободу традиционных властных структур, и, следовательно, выступать в качестве новой гибридной идентичности.

И, таким образом, концепт киборга открывает новые горизонты для размышлений о человеческой природе и ее будущем в мире, где технологические и биологические компоненты становятся все более взаимосвязанными. Это ставит перед человечеством в новой постановке вопросы о морали, этике и ответственности, в рамках которых можно продуктивно исследовать потенциал и риски слияния человека с продуктами технологий.

Кроненберг в своем творчестве обращает внимание на то, что человек не всегда способен контролировать развитие технологий, что может привести к непредсказуемым и критическим последствиям. При этом режиссер многократно отмечает, что технологии являются отражением нас самих, и в этом качестве объединяют прекрасное и отталкивающее, созидательное и деструктивное. В одном из последних интервью он отметил, что сам лично испытывает благодарность технологиям, поскольку их продукты позволяют ему продолжать снимать фильмы, несмотря на возрастные заболевания, такие как потеря слуха и катаракта которые ранее гарантировали невозможность активной деятельности и ограничивали творчество [16].


Литература:

  1. Черникова И.В., Тунда Е.А. Антропологические вызовы технологий четвертой промышленной революции // Гуманитарный вестник. - 2023. - №2. - С. 1-15
  2. Clynes M. E., Kline N. S. Cyborgs and Space. Astronautics, 1960, vol. 5, no. 9.
  3. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. // Гендерная теория и искусство. Антология. - М.: РОССПЭН, 2005. - С. 322-377.
  4. Hayles N. K. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics, Chicago, The University of Chicago Press, 1999.
  5. Сергеева О.В. Социология старения и возрастного неравенства (обзор западных концепций) // Logos et Praxis. - 2012. - №2. – С. 74-79.
  6. Стропаро А.Л., Жуниор Л.П. Теория расширенного сознания и рождение гибридной идентичности: существует ли когнитивный посредник? // Социальные явления. - 2021. - №1. – С. 17-22.
  7. Braidotti, R. (2017). Posthuman Knowledge. Polity Press.
  8. Peter Joosten MSc. - Futurist, Spreker & Toekomstonderzoeker [Электронный ресурс]. – https://www.peterjoosten.net/ (дата обращения: 14.11.2023).
  9. Баева Л.В. Образ киберчеловека в современной науке и культуре // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2015. № 3. - С. 56–69.
  10. Крувко Т.В. «Женщина-другой» как основание для постгуманистического субъекта в современном фантастическом кино // Наука телевидения. - 2023. - №1. - С. 121–146.
  11. Подорога Б.В. Поэтика мертвой плоти: Дэвид Кроненберг как читатель Нормана Брауна // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2019. - №3. – 1-22.
  12. Митрофанова А.Н. Киборг как код новой онтологии. Политические и эпистемологические аспекты гибридных тел // Логос. - 2018. - № 28 (4). - С. 109-128.
  13. Павлов А.В. Постгуманизм: преодоление и наследие постмодернизма // Вопросы философии. – 2018. - № 5. – С. 24-35.
  14. Соколовский С.В. Тело киборга: человек и концепция расширенного организма // Сибирские исторические исследования. - 2022. - №2. - С. 6-26.
  15. Шалагинов Д.С. Машинное освобождение // Идеи и идеалы. - 2016. - №4 (30). – С. 25 -37.
  16. Элемент человеческий: «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга [Электронный ресурс]. – https://kinoart.ru/reviews/element-chelovecheskiy-prestupleniya-buduschego-devida-kronenberga (дата обращения: 14.11.2023).