Решения для обеспечения экологической устойчивости и суверенитета в современных условияхТаким образом, роль правительств и разнообразных общественных акторов в обеспечении экологической устойчивости и суверенитета - сложный и актуальный вопрос, активно обсуждаемый в современном политическом и экологическом дискурсе. Поэтому целесообразно в комплексе рассматривать философские, правовые и этические аспекты этих ролей с учетом вызовов и возможностей, открывающихся в период антропоцена и капиталоцена.
Философские дебаты по поводу экологической устойчивости и суверенитета основаны на противоречии между автономией государств и коллективными потребностями мирового сообщества. Суверенитет, традиционно понимаемый как абсолютная власть государства над своей территорией и делами, все чаще рассматривается через призму ответственности, особенно в связи с рациональным природопользованием. Этот сдвиг отражает этический императив, требующий уравновесить права государств с потребностями планеты и ее обитателей.
Правительствам, как основным носителям суверенитета, принадлежит важнейшая роль в обеспечении экологической устойчивости. Эта роль определяется принципом постоянного суверенитета над природными ресурсами, который эволюционировал и стал включать в себя ответственность за рациональное и справедливое использование этих ресурсов. Международное экологическое право расширило сферу ответственности государств, введя такие понятия, как экологическое управление и обязанность защищать окружающую среду за пределами своих границ.
Правовые последствия экологического вмешательства поднимают вопросы о пределах государственного суверенитета перед лицом угрозы разрушения окружающей среды. Когда государство или коалиция государств вмешиваются в дела другого государства по экологическим причинам, это бросает вызов Вестфальской модели невмешательства. Возможность такого вмешательства должна быть сбалансирована с принципами государственного суверенитета, в случаях, если бы приоритет не был отдан экологическим интересам, это могло бы иметь катастрофические последствия для всего человечества.
Общественные акторы, включая частных лиц, корпорации, НПО и международные организации, также играют ключевую роль в обеспечении экологической устойчивости. Их мотивация лежит, а действия определяются экологической этикой, которая требует переоценки отношений между человеком и природой и признания самоценности природного мира. Эти субъекты могут влиять на политику, стимулировать инновации и формировать культуру экологического сознания, которая дополняет усилия правительства.
Критика территориального суверенитета, представленная в проанализированных выше работах, подчеркивает проблематичный характер территориальности государств в ситуациях, когда необходимо решать глобальные, трансграничные экологические проблемы. Хотя важно признать историческую «генеалогию» суверенитета и его влияние на современное управление, не менее важно осознать, что экологические проблемы часто не подчиняются искусственно проведенным границам. Принятие этой идеи заставляет по-новому оценить концепт суверенитета таким образом, что в современной трактовке он должен быть в меньшей степени привязан к территории и в большей степени соответствовать экологическим реалиям.
Пересечение прав человека и экологического права, рассмотренное в литературе, подчеркивает важность защиты как окружающей среды, так и прав лиц, пострадавших от экологического ущерба. Принцип суверенитета должен быть согласован с императивом защиты прав человека в экологических контекстах, что указывает на необходимость создания правовых и этических рамок, объединяющих эти проблемы.
Таким образом, роль правительств и общественных акторов в обеспечении экологической устойчивости и суверенитета может быть оценена как крайне высокая, более того ее содержание в настоящее время переформулируется в связи с новыми вызовами и соответственно требованиями. В связи с этим требуется переопределение целого ряда категорий суверенитета, конкретизация и утверждение положений, в которых будет отмечаться, в каких ситуациях ответственность должна превалировать над властью, описание моделей применения экологических мер. Отдельно необходимо сказать о важности просветительской деятельности и проведения информационной политики для ознакомления общества с положениями экологической этики. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, которые ставит перед человечеством антропоцен и капиталоцен, совместные усилия государственных и негосударственных субъектов начинают играть без преувеличения критическую роль в деле формировании устойчивого и суверенного будущего для всех.
На основе вышеизложенного автор считает перспективными следующие принципы и инструменты, которые в комплексе являются наиболее перспективными в деле достижения баланса интересов между экологической ответственностью и защитой национальных интересов в современном мире:
- Международные экологические соглашения: договоры, подобные Парижскому соглашению, могут восприниматься как основа для принятия странами обязательств по, например, сокращению выбросов парниковых газов при защите при этом национального суверенитета[1]. Такие соглашения могут выступать базой сотрудничества в рамках исследуемой проблематики без ущемления права наций на самоопределение.
- Цели устойчивого развития (ЦУР): в первую очередь, в Цели 13 по борьбе с изменением климата, отмечен призыв государств мира стремиться к экологической устойчивости, обеспечивая баланс между экологическими проблемами и национальными интересами.
- Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС): инструмент, который требует оценивать экологические последствия планируемых проектов, прежде чем приступать к их реализации, что должно гарантировать, что развитие не нанесет ущерб экологической ситуации.
- Нормы экологической политики: как отмечалось выше в работе, в настоящее время все чаще обсуждается вопрос о легитимности воздействия на государства в случаях, когда чрезвычайные экологические ситуации представляют собой трансграничную или глобальную угрозу. Разработка четких руководящих принципов для такой политики может помочь обеспечить баланс между суверенитетом и необходимостью принятия срочных экологических мер.
- Резолюции Совета Безопасности ООН: СБ ООН обладает полномочиями рассматривать разрушение окружающей среды как угрозу международному миру и безопасности, потенциально разрешая вмешательство в экстремальных случаях, когда экологические катастрофы могут иметь глобальные последствия.
- Передача «зеленых» технологий: содействие передаче таких технологий развивающимся странам может помочь им достигать экономического роста при соблюдении экологических стандартов, тем самым обеспечивая соответствие национальных интересов требованиям глобальной экологической ответственности.
- Международные экологические суды: создание судов с юрисдикцией по глобальным экологическим вопросам может стать правовым механизмом для разрешения споров и обеспечения соблюдения международного экологического права, обеспечивая баланс между национальным суверенитетом и необходимостью защиты окружающей среды.
В настоящее время международная повестка крайне осложнена, но при этом экологические проблемы не теряют своей актуальности и их значение является поистине экзистенциальным. В связи с этим предложенные инструменты в комплексе могут стать темой диалога и сотрудничества, поскольку каждый из них вносит свой вклад в дело преодоления сложностей поиска баланса между экологической ответственностью и защитой национальных интересов.
ЗаключениеПредставляется очевидным, что понятия политического суверенитета и экологической ответственности понятия не исключают друг друга, безусловно глубоко взаимосвязаны. Вызовы антропоцена и капиталоцена требуют переоценить традиционные представления о государственном суверенитете в контексте экологической ответственности. Проведенный в данной работе анализ демонстрирует, что государства больше не могут позволить себе рассматривать суверенитет как абсолютную власть, действующую в отрыве от глобальных экологических проблем.
Принятие поправок к Конституции Индонезии служит свидетельством эволюции в понимании суверенитета. Включив экологические права в рамки прав человека, Индонезия сделала значительный шаг к признанию экологического суверенитета. Такой подход подчеркивает обязанность государства обеспечивать экологичную окружающую среду, тем самым интегрируя экологические соображения в суть своих суверенных функций.
Еще раз отметим роль капитализма в деградации окружающей среды, и в этом контексте мы должны отметить сложности, связанные с регулированием наиболее экологически вредных, но экономически эффективных практик. Однако появление таких рыночных механизмов как, например, торговля квотами на выбросы углерода и формирование «зеленых» рынков, говорит о том, что капитализм может быть переориентирован на поддержку устойчивости. Это позволяет утверждать, что в современных условиях суверенитет в «новой реакции», совместимый с экологическими императивами, не только возможен, но и необходим.
Историческая «генеалогия» суверенитета сформировала современные правовые и управленческие структуры, но теперь она должна адаптироваться к реалиям наших взаимосвязанных экологических систем. Экологическая ответственность государства и общества - это эволюционирующая концепция, которая отражает рост понимания того, что необходимы коллективные усилия и действия. Суверенитет, хотя и является одним из базовых принципов, все чаще начинает рассматриваться через призму ответственности, а не абсолютной власти.
В заключение необходимо отметить, что неотложная необходимость преодолеть современный экологический кризис требует изменения самих онтологических основ. Традиционные онтологии, которые долгое время лежали в основе человеческих обществ, часто характеризующиеся антропоцентризмом и взглядом на природу как на ресурс для экономического развитие, привели человечество к экологической катастрофе. Для преодоления этого кризиса, необходимо выработать и принять новую онтологию, включающую в себя принципы синергии и экологические ценности.
Синергия в данном контексте означает взаимодействие между различными элементами системы, в результате которого образуется целое, превосходящее сумму своих частей. Этот принцип является основополагающим для экологических систем, где разнообразные организмы и процессы работают вместе, создавая устойчивые и самоподдерживающиеся экосистемы. Приняв онтологию, которая признает и ценит такие синергетические отношения, мы сможем разработать социально-экономические системы, которые будут действовать по такому же принципу, как природные системы, и поддерживать окружающую среду. Такая онтология, включающая принципы синергии и экологические ценности, приведет к следующим последствиям.
Вместо того чтобы рассматривать природу как неисчерпаемый источник ресурсов, которые можно эксплуатировать, человечество будет воспринимать себя как часть системы, в которой важны и равноправны все элементы. Отход от антропоцентрического мировоззрения означает признание внутренней ценности всех форм жизни, а не только человека. Такое изменение взгляда на природу будет способствовать развитию практик, которые смогут обеспечить жизнеспособность экосистем в долгосрочной перспективе.
Признание взаимосвязанности всех форм жизни будет способствовать развитию доверия и солидарности в деле решения экологических проблем, и, следовательно, международному сотрудничеству и обмену ресурсами и знаниями для борьбы с изменением климата и недопущению дальнейшей утраты биоразнообразия.
В новой онтологии долгосрочная экологическая устойчивость должна иметь больший приоритет, чем краткосрочная экономическая выгода. Это потребует переосмысления критериев успеха и прогресса, а также обще согласованного перехода от ВВП как единственного показателя процветания к индексам, в обязательном порядке учитывающим экологические показатели и разные критерии благополучие человека.
Вместо реакции на экологические катастрофы, синергетическая онтология поощряла бы проактивные меры по предотвращению экологической деградации. Среди таких инициатив, уже сегодня имеющих место в экономике, можно выделить инвестиции в возобновляемые источники энергии, устойчивое сельское хозяйство и «зеленую» инфраструктуру.
Что касается концепта суверенитета, то в рамках предложенной онтологии он трансформировался бы в «экополитический суверенитет», преодолев рамки традиционных представлений о государственном суверенитете в пользу единого подхода к управлению общими ресурсами и решению трансграничных экологических проблем. Таким образом суверенитет действительно может войти в число экологических практик, если воспринимать и использовать этот концепт с тем, чтобы сбалансировать интересы государства с более широкими общественными потребностями в устойчивом будущем.
Принятие новой онтологии представляется необходимым для преодоления нынешнего экологического кризиса. Это требует фундаментальной переоценки наших отношений с миром природы и развития социально-экономических систем, которые гармонично сочетались бы с экологическими системами
[24]. Такой онтологический сдвиг представляется необходимым условием для устойчивого будущего и дальнейшего процветания жизни на Земле. Результаты и выводы данной работы могут быть полезными для новых исследований политического суверенитета и экологической ответственности, а также для разработки новых инструментов и стратегий для обеспечения того, чтобы экологическая ответственность вплеталась в ткань национальных интересов. В будущем роль государства в экологическом управлении должна меняться, чтобы соответствовать потребности в устойчивом и справедливом будущем для всех жителей планеты.