Энактивизм как альтернативная теория визуального восприятия.Современная когнитивная наука находится в поиске новых подходов к пониманию природы восприятия. Энактивизм является одной из наиболее перспективных альтернатив традиционным теориям. Поэтому далее мы рассмотрим, как энактивизм переосмысливает процесс визуального восприятия и какие новые горизонты это открывает для осмысления человеческого познания.
В отличие от традиционных теорий, рассматривающих восприятие как пассивный процесс создания внутренних репрезентаций внешнего мира, согласно энактивизму, субъект активно формирует свой перцептивный опыт посредством сенсомоторного взаимодействия с окружающей средой
[3] [4]. Этот подход в последнее время становится все более значимым, поскольку современные исследования все чаще обращаются к взаимосвязи между познанием и телесностью. Внедрение нейроинтерфейсов и других устройств, расширяющих сенсорные возможности человека, требует серьезно переосмыслить природу перцептивного опыта и его связь с телесностью.
Согласно идеям Алве Ноэ, одного из ведущих представителей энактивизма, характер и содержание перцептивного опыта определяются имплицитным (или неявным) знанием воспринимающего субъекта о том, как сенсорная стимуляция изменяется в результате движения - как самого субъекта, так и объектов в окружающей среде. Такое неявное знание, которое Ноэ называет «сенсомоторными совпадениями» или «сенсомоторными контингенциями» (иными словами, связями/зависимостями), представляет собой не эксплицитное пропозициональное знание, а скорее практическое «знание-как». Эта концепция имеет важные импликации для разработки киборгианских технологий, направленных на расширение или модификацию сенсомоторных способностей человека [4].
Таким образом, в основе энактивистской теории лежит идея сенсомоторных зависимостей – тесной связи между движениями человека и тем, как меняются его ощущения
[5]. Эти зависимости связывают реальные объекты и их свойства с паттернами изменений в сенсорной стимуляции. Например, знание о том, как изменяется угловой размер объекта при приближении или удалении, является частью такого неявного сенсомоторного знания. При рассмотрении процессов интеграции человека и технологий возникает вопрос, как внедрение искусственных сенсорных систем может изменить такие связи и, следовательно, характер перцептивного опыта.
Согласно энактивизму, внутренние репрезентации недостаточны для полного объяснения механизма восприятия. Согласно Ноэ, перцептивный опыт не только зависит от применения имплицитного знания о сенсомоторных закономерностях, но и конституируется этим применением. Таким образом, восприятие рассматривается как активный процесс исследования мира, в котором субъект использует свое неявное знание для извлечения информации из окружающей среды. Энактивизм по-новому осмысляет то, как мы переживаем субъективный опыт и воспринимаем качественные аспекты сознания. Однако остаются вопросы, насколько полно данный подход способен объяснить все аспекты субъективного перцептивного опыта, особенно такие, которые, по-видимому, не зависят напрямую от сенсомоторных паттернов. В этом смысле развитие технологий киборгизации, таких как, например, нейропротезирование или другие проекты, направленные на расширение сенсорных возможностей, дает возможности для эмпирических проверок и, следовательно, дальнейшего развития энактивистских теорий восприятия.
Таким образом, энактивистская теория восприятия предлагает новый и даже по-своему инновационный взгляд на природу перцептивного опыта, делая акцент на его активном, воплощенном и контекстуально-зависимом характере. Этот подход не только бросает вызов традиционным представлениям о восприятии, но и открывает новые горизонты в части исследования и понимания человеческого познания в целом. Итак, рассмотрев основные положения энактивизма, далее мы обратимся к его роли в решении ключевых проблем философии сознания.
Проблема натурализма в философии сознания.Начнем с того, что натурализм в философии сознания стремится объяснить феномен сознания в рамках научной картины мира. Однако при этом подходе мы неизбежно сталкиваемся с рядом серьезных проблем. Поэтому нам необходимо рассмотреть, как энактивизм интерпретирует проблему натурализма и какие возможности для философии сознания открываются в этом ключе.
Центральной проблемой философии сознания, очевидно, является вопрос о месте сознания в природе. Однако при такой постановке вопроса мы уже неявно предполагаем определенное понимание природы. Различные эпистемологические подходы, определяющие познание, ведут к различным метафизическим следствиям относительно устройства реальности
[6]. В этой связи можно выделить две основные эпистемологические позиции:
- Качественный интернализм, ведущий к «научному образу мира» (по выражению Селларса). Эта позиция, восходящая к Демокриту и Галилею, проводит различие между субъективными феноменальными качествами и объективной физико-математической реальностью.
- Качественный экстернализм, утверждающий, что в восприятии мы непосредственно контактируем с качественно насыщенной внешней реальностью. Такая позиция ведет к «так называемому наивному натурализму».
Первый подход лежит в основе большинства современных натуралистических подходов в философии сознания, и, собственно, он и порождает «трудную проблему сознания» (Чалмерс). Вторая позиция развивается в экологической теории восприятия Гибсона, сенсомоторных теориях и некоторых вариантах натурализации феноменологии.
Ключевой тезис трансцендентальной феноменологии Гуссерля состоит в том, что эпистемология должна предшествовать метафизике. Анализ структуры опыта в рамках феноменологической редукции (эпохе) является необходимым условием построения метафизики
[7].
В статической феноменологии конституирования Гуссерль разрабатывает анализ восприятия, допускающий как чувственное содержание сознания, так и чувственные качества конституированных объектов. Интенциональность сознания конституирует объект через «одушевление» ощущений.
Однако этот подход вызывает определенное беспокойство: не ведет ли он к субъективному идеализму, несмотря на декларируемую метафизическую нейтральность
[8]? Гуссерль осознавал эту проблему и указывал, что статический анализ является предварительным и должен быть дополнен генетическим исследованием.
В генетической феноменологии Гуссерль исследует временной генезис опыта. Ключевая идея состоит в том, что конституирование объектов опыта является одновременно конституированием самой субъективности. Субъект и объект со-конституируются во временном процессе опыта.
Эта идея имеет глубокие параллели с энактивистским подходом Варелы, Томпсона и Рош. Центральное понятие их подхода – «совместное возникновение» (dependent co-arising) субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности. Эта идея восходит к буддийской философии мадхьямаки.
Анализируя феномен цветового зрения, Варела и Томпсон разрабатывают подход, альтернативный как цветовому субъективизму, так и объективизму. Они предлагают реляционистскую концепцию, согласно которой субъект и объект не предзаданы, а конституируются в процессе опыта.
Синтез генетической феноменологии и энактивизма позволяет развить «энактивистскую онтологию» - исследование эмпирической реальности как результат взаимного конституирования субъекта и объекта
[9]. При этом вопрос об «окончательной реальности» остается открытым
[10].
Энактивистская онтология предлагает альтернативный подход как научному реализму, так и наивному эмпиризму в философии сознания. Она позволяет исследовать корреляции между нейрофизиологическими состояниями и феноменологическим опытом, не редуцируя одно к другому.
Многообещающим направлением развития этого подхода является нейрофеноменология Варелы. Она предлагает методологию исследования соотношения данных от первого и третьего лица, избегая при этом проблемы редукции, характерной для традиционной философии сознания.
Энактивистская онтология по-новому рассматривает связь между познающим и познаваемым, что открывает новые перспективы для современной философии сознания. Технологические расширения тела и когнитивных способностей человека изменяют структуру опыта и конституирования реальности. Такой подход позволяет преодолеть дихотомию «естественное-искусственное» в анализе киборгизации. здесь киберулучшения могут рассматриваться не как внешние дополнения, а как неотъемлемые компоненты энактивистской системы «организм-среда».
Все это открывает новый потенциал для осмысления моральных последствий слияния человека и технологий. Вместо традиционного противопоставления «естественного» и «искусственного» в человеке, акцент смещается на анализ изменения способов конституирования опыта и реальности.
Важным направлением исследований становится феноменология киборгизированного опыта - как изменяется структура восприятия, телесности, самосознания при интеграции технологических модификаций. Это позволяет выявить новые измерения субъективности и взаимосвязей между субъектами в эпоху киборгизации.
Энактивистская онтология также открывает новые подходы к проблеме сознания в искусственных системах. Вместо поиска «квалиа» в вычислительных системах, акцент смещается на анализ способов энактивистского взаимодействия искусственных агентов со средой и конституирования ими опыта.
Энактивистская онтология, развиваемая на основе синтеза генетической феноменологии и энактивизма, предлагает новый путь к натурализации сознания, избегая крайностей как редукционизма, так и дуализма. Иными словами, этот подход открывает новые горизонты для исследования соотношения между нейрофизиологическими процессами и феноменальным опытом, а также для осмысления трансформации человека в эпоху технологических инноваций. Далее, продолжая анализ философских импликаций энактивизма, мы рассмотрим его взаимосвязь с другими современными теориями познания.
Энактивизм и принцип свободной энергии: точки соприкосновения и различия.В современной когнитивной науке энактивизм и принцип свободной энергии представляют собой два влиятельных, но, на первый взгляд, различных подхода к пониманию познания. В этом разделе мы проанализируем точки соприкосновения и различия между этими концепциями, а также рассмотрим возможности их синтеза.
Вопрос о совместимости энактивизма с принципом свободной энергии (ПСЭ), предложенным Карлом Фристоном, в последние годы поднимается достаточно часто
[11]. ПСЭ утверждает, что биологические системы стремятся минимизировать свободную энергию, что эквивалентно максимизации доказательств для модели мира, которую система использует для своих отношений со средой.
На первый взгляд, ПСЭ может показаться несовместимым с энактивизмом из-за использования понятий «модель» и «репрезентация». Однако более глубокий анализ показывает, что между этими подходами есть существенные точки соприкосновения. Оба подхода подчеркивают активную роль организма в познании и его тесную связь со средой. ПСЭ, как и энактивизм, рассматривает границу между организмом и средой не как непроницаемый барьер, а как интерфейс для контакта и связи. «Генеративная модель» в ПСЭ может пониматься не как внутренняя репрезентация, а как структура зависимостей между организмом и средой. Оба подхода признают важность динамических систем и нелинейного взаимодействия в познании. ПСЭ также совместим с идеей энактивизма о самоорганизации и самодостаточности живых систем
[12] [13]. Ключевые различия между подходами связаны с отношением к информационной теории (энактивисты часто отвергают её, в то время как ПСЭ активно использует), степенью формализации (ПСЭ предлагает более строгий математический аппарат) и акцентом на репрезентации (энактивизм стремится полностью отказаться от этого понятия, ПСЭ переосмысливает его).
Важно отметить, что ПСЭ не является жестким метафизическим утверждением, а, скорее, выступает как принцип моделирования систем, способных к познанию. В этом смысле он может рассматриваться как развитие и формализация некоторых интуиций энактивизма.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более точное определение понятия функциональной автономии в рамках ПСЭ, изучение того, как возникают цели и намерения в самоорганизующихся системах, разработку динамических моделей познания, сочетающих идеи энактивизма и ПСЭ, а также исследование связей между ПСЭ и экологической психологией Гибсона.
Результаты синтез энактивистских идей и принципа свободной энергии могут сформулировать новые сферы для изучения взаимодействия между различными когнитивными системами в современной науке о познании. Понимание познания как активного процесса по созданию смысла через осуществление контакта со средой может помочь в разработке более естественных и адаптивных интерфейсов между человеком и машиной. При этом формальный аппарат ПСЭ может обеспечить математическую основу для моделирования таких контактов.
Концепция расширенного познания, которая рассматривает технологические устройства как продолжение когнитивной системы человека, также может быть переосмыслена в свете этого синтеза. В таком случае, с точки зрения ПСЭ, интеграция технологий в когнитивные процессы будет рассматриваться как расширение генеративной модели организма, позволяющее более эффективно минимизировать свободную энергию.
Этические вопросы, связанные с киборгизацией, такие как сохранение автономии и идентичности личности, могут быть рассмотрены через призму понятий самодостаточности и самоорганизации, что станет полезным в деле разработки этических принципов, которые станут учитывать динамическую сущность взаимного переплетения между человеком и технологией.
Так, несмотря на кажущиеся противоречия, энактивизм и принцип свободной энергии имеют значительный потенциал для взаимного обогащения. Их синтез может привести к дальнейшему развитию теории познания, которая станет способна адекватно описывать сложное взаимодействие между биологическими и технологическими системами в контексте современных процессов киборгизации и развития искусственного интеллекта. В этой связи, далее мы более подробно рассмотрим этические аспекты энактивистского подхода, и, в частности, обратимся к проблеме морального суждения.
Энактивизм и парадокс морального суждения.Отметим, что проблема морального суждения занимает центральное место в современной этической теории. Энактивистский подход предлагает на нее новый взгляд, фокусируясь на парадоксальной основе нашего восприятия других как моральных субъектов. В этом разделе мы рассмотрим, как энактивизм помогает понять и разрешить этот парадокс.
Суть этого парадокса заключается в следующем: в повседневной жизни мы автоматически и без усилий воспринимаем других людей как моральных субъектов – существ, живущих богатой (в психологическом плане) жизнью, достойных коммуникации и имеющих авторитет в рамках своего опыта
[14]. С другой стороны, мы также регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда такое восприятие других как полноценных моральных субъектов затруднено и требует сознательных усилий
[15].
Этот парадокс приобретает новое измерение в контексте современных технологических и социальных инноваций, кардинально влияющих на межличностные коммуникации и на моральное суждение. С одной стороны, технологически обусловленное усиление человеческих возможностей может увеличивать наши способности к эмпатии и пониманию других. Например, уже упомянутые нейроинтерфейсы потенциально позволяют напрямую «считывать» эмоциональное состояние других людей. С другой стороны, чрезмерная технологизация в области коммуникации может создавать барьеры для непосредственного эмоционального контакта и затруднять восприятие других как целостных личностей.
Этот парадокс имеет важное значение с этической точки зрения. Способность быть воспринятым другими как моральный субъект является фундаментальной для обеспечения человеческого благополучия и процветания. Однако эта способность не в равной степени доступна всем людям. В частности, люди с аутизмом, особенно те, у кого затруднены вербальные способности, часто сталкиваются с тем, что их не воспринимают как полноценных субъектов, обладающих осмысленным опытом.
Для анализа этого парадокса полезно обратиться к нескольким теоретическим источникам
[14]. Дэвид Юм подчеркивал непосредственность и автоматичность нашего восприятия других как чувствующих существ, видя в этом основу этической жизни. Айрис Мердок, напротив, акцентировала внимание на трудности правильного восприятия других и необходимости для этого прилагать на постоянной основе моральные усилия. Энактивизм позволяет объединить эти подходы, показывая, как непосредственное социальное восприятие опосредовано нашими телесными навыками, практиками и материальным окружением
[15].
Важный вклад в понимание этической значимости восприятия других вносит литература по эпистемической несправедливости
[16] [17]. Она позволяет провести различие между случайными ошибками восприятия и систематическими формами морального неприятия или осуждения, которые сами по себе основаны на невежестве как на категории общественной жизни. Можно выделить два основных типа такого морального отвержения: частное (неправильное восприятие конкретных эмоций или желаний) и категориальное (непризнание человека в целом как субъекта осмысленного опыта).
В контексте технологического дополнения человека возникают новые формы эпистемической несправедливости. Например, люди с имплантированными нейроинтерфейсами могут сталкиваться с предубеждениями и недоверием со стороны окружающих, которые воспринимают их как «ненастоящих» или «неполноценных» людей. С другой стороны, чрезмерная зависимость от технологий может приводить к тому, что мы начинаем воспринимать других людей преимущественно через призму их технологических модификаций, упуская из виду их уникальную человеческую сущность.
Энактивизм позволяет выделить два ключевых фактора, определяющих моральное суждение: нормы телесного взаимодействия и материально-технологическую среду. Многие аспекты межличностной коммуникации, такие как ритм и темп ее разнообразных аспектов, то есть, то, как протекает общение, имеют нормативный характер. Люди, не способные полноценно участвовать в этих телесных практиках, рискуют оказаться морально «невидимыми» и исключенными из «сферы» морального признания.
Кроме того, современные технологии существенно влияют на то, как мы выражаем себя и воспринимаем других. Они создают новые возможности для коммуникации, но также могут ограничивать некоторые элементы телесного самовыражения. Понимание того, как технологии формируют нашу моральную «видимость» и способность участвовать в совместном смыслообразовании, является важной задачей для дальнейших исследований.
Эти факторы приобретают новое значение в контексте слияния человеческого и технологического. Происходящие процессы способны как усиливать нашу способность к эмпатии и пониманию других, так и создавать новые барьеры для непосредственного эмоционального контакта. Важно разрабатывать такие технологии дополненного или расшеренного познания (augmented cognition), которые не только расширяют наши когнитивные способности, но и усиливают способность к эмпатическому восприятию других как целостных личностей. Это требует междисциплинарного подхода, объединяющего достижения нейронаук, философии сознания и этики технологий.
Выше мы постарались показать, что энактивистский подход в отношении проблемы морального суждения открывает новые направления для изучения и преодоления различных форм морального неприятия. Таким образом, этот подход приобретает особую актуальность в эпоху стремительного развития технологий киборгизации, поскольку помогает осмыслить этические вызовы, связанные с трансформацией человеческой природы и межличностных коммуникаций.